Неман

Характеристика лодок

Основные данные:"Неман-2""Неман"
Длина наибольшая, м3.803.58
Ширина наибольшая, м1.401.30
Высота борта на миделе, м0.750.55
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг130110
Грузоподъемность, кг400300
Пассажировместимость, чел.44
Допустимая мощность ПМ, л.с.3020
Скорость под мотором:"Нептун-23" "Вихрь" (20 л.с.)
с полной нагрузкой, км/ч37.934
максимальная, км/ч43.240

«Неман» — компактная и недорогая моторная лодка с остроскулыми обводами и незначительной килеватостью днища. Лодка обладает неплохими ходовыми качествами с популярными моторами «Ветерок» мощностью 8 и 12 л. с. Бортовые наделки-були обеспечивают ей, по замыслу конструкторов, достаточную остойчивость и с подвесным мотором мощностью до 20 л. с.

Несмотря на небольшие размеры, «Неман» имеет традиционную планировку глиссирующей мотолодки: нос запалублен, на двух поперечных жестких сиденьях размещается четыре человека. Под каждым сиденьем оборудован багажник; в кормовом багажнике помещаются два штатных бака для горючего. Ветровое стекло защищает водителя от ветра и брызг, предусмотрена установка рулевого управления, есть основание для крепления дистанционного управления мотором.

Моторная лодка Неман

Моторная лодка Неман

Продольный разрез мотолодки «Неман».

1 — пенопласт; 2 и 3 — жёсткие сиденья; 4 — рундук; 5 — ветровое стекло; 6 — форпик; 7 — основание для ДУ; 8 — пайол; 9 — топливный отсек; 10 — подмоторная ниша.

Для обеспечения непотопляемости вдоль каждого из бортов под планширем прикреплены пенополистироловые блоки плавучести, размещены они также под палубой в носу и в корме. Полностью залитая водой лодка остается плавать в положении на ровный киль. У транца имеется подмоторная ниша-рецесс, предотвращающая заливание кокпита с кормы.

Корпус мотолодки — цельносварной конструкции из деформируемого алюминиево-магниевого сплава АМг5М. Детали корпуса изготовлены с широким применением холодной штамповки и прессования. Толщина обшивки днища, бортов и транца — 2 мм; палубы — 1,5 мм. Днище и кормовая часть бортов отштампованы из одного листа; в качестве — ребер жесткости на днище служат продольные гофры. Вес корпуса — 100 кг. Поперечный набор состоит из семи флоров, приваренных к обшивке днища.

На испытаниях с мотором «Ветерок-12» лодка с двумя человеками на борту развила скорость свыше 30 км/ч.

«Неман» снабжается распашными дюралевыми веслами с уключинами, что делает эту лодку удобной для рыбной ловли. Сиденья и пайолы изготовлены из деревянных реек.

Эксплуатация лодки допускается во всех водоемах, включая морскую воду, при удалении от берега не более 1000 м и высоте волны до 0,25 м.

К сожалению, на деле «Неман» проявил себя крайне немореходным судном. Низкий борт, особенно в носу, малая ширина и килеватость способствовали опрокидыванию и зарыванию лодки даже в небольшую волну, большие ударные перегрузки. Применение «Немана» на открытых водоёмах просто опасно: внезапно налетевший ветер может быстро развести волну, с которой лодка не справится.

К достоинствам мотолодки «Неман» можно отнести малый вес и хорошую антикоррозийную стойкость. «Неман» практически «вечная» лодка, могущая храниться под открытым небом.

Заводом — производителем было принято решение снять «Неман» с производства, заменив его двумя мотолодками более современной конструкции: «Неманом-2» и «Автоботом». За счёт применения более совершенных обводов обе новые лодки значительно мореходнее и безопаснее старого «Немана».

Мотолодка «Неман-2».

Мотолодка «Неман-2» является дальнейшим развитием лодки «Неман» с целью повышения её мореходных качеств, комфортабельности и улучшения внешнего вида. «Неман-2» имеет ограждение кокпита в виде фальшборта, расположенного выше линии слома на борту, и ветровое стекло панорамного типа. Для пассажиров предусмотрены две жесткие поперечные банки (кормовая является крышкой рундука). Для размещения багажа можно использовать форпик и пространство под носовой банкой. В корме выгорожена самоотливная ниша для подвесного мотора.

Моторная лодка Неман

Корпус лодки имеет остроскулые глиссирующие обводы с развертывающейся на плоскость поверхностью днища. Угол килеватости днища на миделе 16°, у транца — 8°. На днище имеются рёбра-отсекатели, подобно продольным реданам повышающие гидродинамическое качество лодки и ее устойчивость на курсе.

Корпус предусмотрен штампованно-сварной конструкции из сплава АМг-5; толщина наружной обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1,5 мм. Днище подкреплено продольными стрингерами, опирающимися на навесные флоры.

Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными в носу под палубой и в корме в районе подмоторной ниши.

По своей конструкции лодка «Неман-2» является неприхотливым и экономичным судном, пригодным для эксплуатации в акваториях с морской водой. Значительная килеватость днища позволяет преодолевать волну высотой до 0,5 м без существенного снижения скорости и при умеренных ударных перегрузках. Лодка обладает хорошей приёмистостью и устойчиво глиссирует с подвесным мотором «Ветерок-14». Ее можно эксплуатировать и под серийным 12-сильным «Ветерком», если лодка используется для выхода налегке, например, на рыбалку, когда достаточна скорость 20–25 км/ч.